BySky: культура бизнес-авиации в Беларуси

Белорусский рынок деловой авиации молод и полон амбиций. Ему еще только предстоит пройти множество испытаний кризисами, конкуренцией, но уже сейчас отчетливо виден стержень. А самая главная битва – за клиента – похоже выигрывается. Сегодня мы расскажем о белорусском бизнес-операторе BySky, которого, несмотря на достаточно юный по меркам рынка возраст, прекрасно знают не только на Родине, но и в сопредельных государствах. В России BySky знаком многочисленной армии брокеров, на нашу страну приходится более половины трафика оператора, а один из своих самолетов Pilatus PC-12NG компания базирует в московском «Шереметьево». В середине октября редакция BizavNews отправилась в Минск, где мы пообщались со своими старинными друзьями. О последних новостях компании расскажет Елена Веснячок, коммерческий директор BySky, и просто очаровательная девушка.

Предыдущий раз мы с Еленой встречались год назад в рамках московской выставки RUBAE, поэтому нам было интересно узнать, как компания «провела» этот сложный, полный вызовов год. В начале 2020 года BySky получил третий самолет Pilatus PC-12NG, что позволило существенно увеличить провозные мощности и стать одним из крупнейших коммерческих операторов данного типа в Восточной Европе с самым молодым парком. Новый самолет полностью идентичен машинам, поставленным в 2018 году. Но уже в следующем году BySky перейдет и на «реактивную тягу», в парке компании появится первый бизнес-джет – Bombardier Learjet 60XR, но об этом чуть позже.

По словам Елены Веснячок, главным достижением по праву можно считать вовсе не цифры по трафику и налету, а своего рода переосмысление белорусами роли деловой авиации в повседневной жизни.

«В первый год своего существования BySky активно продвигался, данная услуга была непонятна белорусам, считалась дорогой и ненужной. Понадобилось время, чтобы выстроить диалог и составить портрет нашего потенциального пассажира. С 2018 года мы работаем с нашими клиентами и, кажется, уже достучались до их сердец, убедили, что деловая авиация может быть полезной и доступной. Как мы часто говорим, мы создаем культуру бизнес-авиации в Беларуси и хотим, чтобы как можно больше наших соотечественников пользовались частным воздушным транспортом для решения своих жизненных задач», — рассказывает г-жа Веснячок.

Если говорить о 2020 годе, то ситуация начинает меняться. Стало появляться много белорусских клиентов, которые арендуют самолеты для деловых командировок и речь идет не только о вылетах из Минска. На территории страны есть пять областных центров с прекрасными аэропортами, хорошими функционирующими полосами – это Брест, Гродно, Витебск, Могилев, Гомель, там есть местный бизнес и люди, которые могут позволить себе эту услугу.

Читайте также  Sparfell прописался в Сан Марино

«Наши пассажиры уже знают, что BySky может прилететь в их город и дальше следовать по заданному маршруту, больше не нужны утомительные поездки в столицу, клиенты начинают ценить свое время. A нынешняя ситуация с пандемией только доказала ценность деловых перелетов».

Еще один новый сегмент в структуре продаж компании, белорусский IT сектор – особая гордость страны. Молодые ребята оценили скорость и универсальность деловой авиации, объем полетов в интересах «айтишников» заметно растет.

BySky также активно работает со спортивной индустрией: конечно же, это не команды, а скорее небольшие группы, но самолеты все равно востребованы. Конфигурация Pilatus PC-12NG позволяет установку двух дополнительных кресел в салон, что превращает его в восьмиместный VIP-турбопроп.

Еще одна важная группа клиентов, которую компания обязательно постарается сохранить в будущем, это «новички рынка», то есть клиенты, которые впервые воспользовались услугами деловой авиации на фоне COVID-19.

«Радует, что наша клиентская база дополнилась новыми именами в этом году. Очень много новичков. Ситуация с COVID-19 изменила мир и наших пассажиров в том числе. Жизнь не остановилась, остаются актуальными разные задачи (бизнес, медицина, личные поездки), которые нужно решать здесь и сейчас. Наши новые клиенты готовы платить за аренду самолета ради безопасности собственного здоровья, в свою очередь мы соблюдаем все необходимые меры предосторожности в условиях COVID-19 на наших бортах».

Один из главных вопросов к Елене касался гибкости в ценообразовании.

«Мы гибкие, но мы и упрямые, конечно же, ориентируемся на рынок и спрос. Когда начинался кризис на фоне COVID-19, и мы обсуждали с коллегами разные сценарии развития ситуации, никто не понимал, к чему это приведет, но все допускали, что возможно «будем летать, чтобы летать», по себестоимости, чтобы удержаться. Но спрос вернулся и остался на хорошем уровне. Мы очень ценим наших московских партнеров – брокеров. На старте они поверили в нас и грамотно отработали со своими клиентами все возражения касательно специфичности нашего турбопропного флота. Всегда говорим нашим клиентам, не нужно сравнивать наши борта с реактивными, мы другая история, но не менее красивая. Сейчас с уверенностью могу сказать, что наконец-то у BySky появился свой клуб любителей Pilatus PC-12NG».

«Ковидная пора»

С началом пандемии BySky оказался в аналогичной ситуации, как и все деловые операторы.

Читайте также  Вместо авиасалона в Ле-Бурже France Air Expo

«Мы были в жутком замешательстве, так как были вынуждены приостановить свои полеты. Ситуация немного стабилизировалась к весне, первыми активизировались клиенты из России. Префикс EW очень помогает нам, это обусловлено нашей возможностью совершения легитимных коммерческих перевозок по территории РФ и внутри Таможенного союза, благодаря белорусской регистрации флота, избегая каботажа.

Что касается ситуации с COVID-19, мы часто получаем запросы на выполнение медицинских рейсов, но пока, к сожалению, их не осуществляем, у нас нет медицинской лицензии. BySky абсолютно прозрачная компания, наше кредо – работать без нарушений».

И еще один важный аспект – несмотря на вызовы рынка, компания полностью сохранила весь персонал.

В текущем году самыми популярными направлениями BySky были Москва, Киев, Рига, а также внутрироссийские перелеты.

«Мы летаем по всей России, Pilatus PC-12NG может садиться на короткие полосы, опять же это наше большое преимущество по сравнению с реактивными самолетами, которые зачастую не могут приземлиться в каком-то маленьком городе. Брокеры об этом знают, и априори делают предложения клиенту, ориентируясь на нас. Очень горячим направлением этим летом было Москва-Рига, полеты в Украину. К сожалению, по политическим причинам прямым рейсом из Москвы в Киев улететь невозможно, поэтому мы летаем с техстопом в Гомеле, эта схема весьма востребована».

Из наиболее запоминающихся пассажиров BySky, Елена отметила активных туристов.

«Часто возим охотников и рыбаков, но такие рейсы всегда требуют тщательной проработки, ограничения по размеру и весу негабаритных снастей, специальные условия оформления и перевозки оружия, нужно проследить каждый шаг, чтобы избежать проблем. Летают активные туристы из России чаще всего в Финляндию и Беларусь, где много заповедников».

Как мы отмечали выше, один из самолетов компании базируется в московском Шереметьево. В BySky признаются, что это весьма эффективно, так как подавляющее число запросов приходит с вылетом из Москвы.

«Базироваться в Шереметьево нам удобно, это исключает подлет из Минска, который напрямую влияет на конечную стоимость перелета, а также позволяет нам оперативно реагировать на запросы».

Про Pilatus PC-12NG

Сейчас BySky эксплуатирует три самолета, воздушные суда были получены прямо с завода производителя в швейцарском Штансе. Весь персонал переучивался на данный тип непосредственно в Pilatus Aircraft в Швейцарии.

«Возражения клиентов по поводу специфичности турбопропа мы отработали «на отлично». Появились настоящие ценители Pilatus PC-12NG, хотя изначально у большинства было предвзятое отношение к данному типу. Я – не исключение. Помню свой первый полет в Женеву, когда обещанных 4:15 часа в воздухе мне казались «mission incompleted», но мы это сделали. Как говорят бизнес-тренеры – сначала продай себе – золотое правило сработало, с тех пор продаю Pilatus PC-12NG с неподдельным энтузиазмом».

Читайте также  Jetcraft публикует прогноз вторичного рынка

В настоящее время работы по техническому обслуживанию самолетов BySky выполняет российская компания Nesterov Aviation на своей базе в Доброграде. Рейсы компании выполняются без стюардесс. На бортах Pilatus PC-12NG предлагают только холодный кейтеринг.

«Сейчас в FBO MINSK прекрасный шеф-повар, который разработал специальное авиационное меню, пассажиры довольны и отмечают высокое качество нашего кейтеринга».

Про конкуренцию

BySky – молодая амбициозная команда, готовая защитить свой бизнес.

«Мы готовы к приходу конкурентов. Откровенно говоря, белорусский рынок очень специфический и белорусский клиент очень сложный. В данный момент, после обретения нового дома (home base BySky – FBO MINSK) мы приходим к созданию полноценного бренда со своей материальной базой, со своим пулом постоянных клиентов и пониманием, что время нашего присутствия на рынке не прошло зря. Но конкуренция в любом случае полезна, поэтому добро пожаловать, дорогие партнеры-конкуренты!

Клиенты и брокеры ждут появления в нашем флоте нового реактивного борта, который позволит летать на более дальние расстояния и говорят, что желателен принцип «одного окна» для закрытия разных задач.   

Куда развиваться, куда идти? Политика монофлота нам близка и удобна для коммерции, наличие идентичных бортов во флоте сводит возможность технического форс-мажора к минимуму, но возможно пришло время ее корректировать новыми типами ВС. Авиация – дорогой бизнес-сегмент, это повлечет за собой серьезные инвестиции не только на приобретение, но также на обучение технического персонала. Время подскажет, что нужно рынку. Все это в стадии обсуждения», — резюмирует Елена Веснячок.

Наша встреча с BySky проходила в новейшем Центре Бизнес Авиации FBO MINSK, который был введен в эксплуатацию осенью текущего года. Новому ЦБА мы посветим отдельный подробный рассказ.