Падение ускоряется на фоне ограничений

Согласно еженедельному обзору WINGX Global Market Tracker, опубликованному в четверг, в ноябре снижение мирового трафика деловой авиации составило 20%, при том что в октябре тренд был на 13% ниже по сравнению с прошлым годом. Это отражает возобновление распространения заражений коронавирусом и последующие за этим ограничения на поездки в Европе и большей части США. При этом бизнес-авиация продолжает оставаться гораздо более устойчивой, чем регулярные авиакомпании, трафик которых во всем мире застрял на уровне примерно 50% от нормы, и еще хуже дела обстоят в Европе. В сегменте специализированных грузовых перевозок по-прежнему наблюдается рост активности в годовом исчислении, на 20% в этом месяце. В ноябре средняя активность за 7 дней составила чуть более 10300 рейсов реактивных и винтовых самолетов на 10 ноября, что на 10% ниже постмартовского максимума в середине октября.

Европа

В Европе наблюдается самый большой рецидив постмартовского восстановления. Тренд скользящей активности снижается каждый день с середины октября, при этом количество ежедневных рейсов сократилось вдвое по сравнению с постмартовским максимумом в конце лета. Ранее крепкий рынок Германии в этом месяце рухнул, количество рейсов снизилось на 30% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

И без того слабый рынок Великобритании упал на 34%, и Италия также вернулась к этому уровню. В Испании наблюдается некоторое восстановление недавних тенденций, количество рейсов на 12% ниже прошлого года. Норвегия, Швеция, Австрия и Португалия достаточно устойчивы, на 10% ниже нормы. В ноябре бизнес-трафик в России несколько вырос по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, а объем полетов в/из Греции, Турции и Украины показывает двузначное улучшение по сравнению с ноябрем прошлого года. По всей Европе чартерный рынок более устойчив, чем частный флот, с заметным ростом в годовом исчислении чартерных рейсов на Citation Mustang и Hawker Nextant.  

Читайте также  В Петербурге не хватает вертолетов: спрос превышает предложение

Северная Америка

В США устойчивое восстановление трафика в октябре, достигшее постмартовского максимума в 8465 рейсов в день в середине месяца, резко замедлилось в период выборов в США и с тех пор снизилось на 16%, а в ноябре активность была на 23% меньше, чем годом ранее. Чартерный трафик снизился на 18%, хотя полеты государственных органов, скорой помощи и челночного сообщения остаются устойчивыми. Больше всего пострадали частные и корпоративные летные отделы: в ноябре в этих сегментах выполнено на 30% меньше рейсов. Phenom 300 по-прежнему остается лучшим джетом со снижением в ноябре на 8%, и у него же увеличился налет на чартерах, а также и у Citation X, Lear 60 и Nextant. Популярность более крупных самолетов снижается: Challenger 300 летает меньше на 18%, а Legacy 600 – на 30%.

Во всех регионах США в этом месяце наблюдается рецидив тенденции к восстановлению, и даже во Флориде, где с июля наблюдается почти непрерывный рост, количество рейсов сократилось на 9% по сравнению с прошлым годом. Аналогичным образом падает количество рейсов деловой авиации в Колорадо, хотя Аризона и Орегон по-прежнему остаются популярными направлениями. Следующими по загруженности после Флориды являются Техас и Калифорния с падением на 20% в годовом исчислении, то же самое в Джорджии и Северной Каролине. Северо-Восток снова в упадке: Нью-Йорк в этом месяце снизился на 23%, а Нью-Джерси – более чем на 50%. На уровне аэропортов рецидив очевиден в бывшем хабе бизнес-авиации Тетерборо, где активность полетов упала более чем на 60%. В некоторых аэропортах по-прежнему наблюдается устойчивая активность бизнес-авиации, причем за последние 10 дней этого месяца в аэропортах Неаполя и Скотсдейла рост выражается двузначными числами.

Читайте также  В Карибском бассейне открывается второй FBO за месяц

Остальной мир

За пределами США и Европы тенденции трафика деловой авиации несколько сильнее, всего на 14% меньше, чем в ноябре 2019 года, хотя налет почти на 20% меньше, и наиболее серьезно пострадавшими являются дальние рейсы, которые сократились на 40%. Турбовинтовые самолеты довольно устойчивы, особенно в Канаде и Австралии. В ноябре трафик бизнес-джетов увеличился в Китае, Индии, Бразилии, ОАЭ, Нигерии и Индонезии. В настоящее время наблюдается значительный спад активности бизнес-джетов в Канаде, Мексике, Саудовской Аравии и Багамах.

Самыми загруженными в этих странах являются бизнес-джеты с большими салонами, в том числе Challenger 600 и Global Express, оба летают на 20% ниже от нормальной активности. При этом рейсы на Legacy 600 выросли на 30%. Напротив, активность Phenom 300 снизилась на 30%.

Аэропорты

На уровне аэропортов наиболее загруженные хабы в ноябре испытают наибольший спад: активность в Ле Бурже, упала на 53%, в Лутоне – на 47%, а в Германии, крепкий тренд Мюнхена с марта снизился на 34%. Ницца устойчива – на 10% ниже прошлого года, аналогично ведет себя Биггин Хилл, а Вена – только на 4% ниже. Внуково – самый загруженный аэропорт в Европе, с 10%-ным ростом активности в годовом исчислении, в то время как в Турции активность аэропорта Ататюрк в ноябре выросла на 50%. И Майорка, и Афины также выросли.

Управляющий директор WINGX Ричард Кое комментирует: «Активность деловой авиации снижается, поскольку в третьем квартале локдаун 2.0 подавляет восстановление. В связи с остановкой корпоративных поездок и не сезоном для рынка отдыха в США и Европе предстоящий месяц выглядит мрачно. Новости о вакцинах могут помочь прояснить долгосрочные перспективы, и отрасль бизнес-авиации может найти большие возможности в предоставлении специального грузового сообщения для распространения вакцин».