Российский рынок справился с кризисом

2-4 февраля прошло одна из самых значимых конференций в области деловой авиации – Corporate Jet Investor London. В этом году в программу была включена сессия, посвященная рынку деловой авиации в России. Этот сегмент растет и интерес к нему, в том числе среди зарубежных партнеров, закономерен. 
Исполнительный директор ОНАДА Анна Сережкина рассказала международному отраслевому сообществу о том, как российский рынок выглядит в настоящее время, какие есть перспективы и трудности.

Безусловно, как и во всем мире, деловая авиация в России пострадала от кризиса и последствий пандемии и введенных ограничений. Однако, сейчас текущую ситуацию стоит рассматривать лишь как обстоятельства, в которых нужно жить и работать. Говорить о том, как все было хорошо и стало плохо уже не интересно никому. 
Деловая авиация как сегмент экономики, безусловно, понесла потери, но смогла выстоять, в том числе за счет того, что российский рынок деловой авиации представлен сильными, высокотехнологичными организациями во всех секторах, и, что безусловно не менее важно, настоящими профессионалами. 
Если оценивать рынок с помощью абсолютных показателей, то предлагается обратиться к данным по количеству рейсов из Внуково-3 за период с января по декабрь 2020 года. На наш взгляд, учитывая, что Москва является главным центром притяжения для деловой авиации, а основная часть рейсов выполнятся именно через Внуково-3, данную выборку можно считать репрезентативной. 
Итак, самый серьезный спад пришелся на апрель 2020 года: всего 251 рейс и 670 пассажиров. Показатели упали в четыре раза относительно предшествующего марта (1058 рейсов, 724 пассажира), но сразу после апреля активность динамично росла и показатели превышали даже показатели аналогичных периодов 2019 года.
Пики активности в 2020 году пришлись на февраль (1131 рейс, 761 пассажир), ноябрь (1164 рейса, 764 пассажира), декабрь (1365 рейсов, 921 пассажир).
Как и прежде, международные рейсы превалировали в течение года, за исключением апреля (110 рейсов МВЛ и 141 рейс ВВЛ). 
Самыми популярными направлениями на МВЛ стали Рига, Лондон, Ницца, Джебель-Али, Ларнака. На ВВЛ — Санкт-Петербург, Сочи, Казань, Симферополь, Екатеринбург.
На конференции говорилось, что выросло число ввозимых в Россию воздушных судов деловой авиации. Безусловно, это хорошее событие. Но не менее важным фактором является и то, что в течение последнего периода – чуть больше года – у нас появилось четыре новых коммерческих эксплуатанта. Хочется выразить уверенность, что именно этот фактор является положительным и динамичным показателем – авиакомпании планируют развитие бизнеса и увеличение флота. Именно этот фактор скорее отображает положительную динамику рынка. 
Возвращаясь к сложностям прошедшего года, как уже было сказано, общая ситуация повлияла на рынок. Но наши компании отреагировали на изменения в сфере перевозок на самолетах деловой авиации новыми проектами и моделями бизнеса. Прочно заняли свое место так называемые «чартеры по «расписанию» (как ни парадоксально это звучит; понятие «расписание» здесь условное, скорее можно назвать его планируемым временем вылета), «покресельная» продажа рейсов. Возможно, это некоторое отступление от «классической» модели деловой авиации и новый принцип эксплуатации воздушного судна (в отличие от выкупа полного объема ВС и собственного расписания, выбора аэропорта, отсутствия «попутчиков»). Но сейчас эта модель работает. Возможно, после возвращения к привычном условиям жизни и работы такая схема станет менее популярной, но, думаю, она сохранится как некий «эконом вариант». Пока это работает и помогает компаниям вести бизнес, а пассажирам – попасть в нужный пункт назначения, а также создает нагрузку для наземной инфраструктуры, сервисных компаний, поставщиков. И это хорошо.
Одним из вопросов была регистрация воздушных судов за рубежом. Речь идет воздушных судах, «аффилированных с российскими владельцами». На мой взгляд, это очень расплывчатое понятие, не имеющее четкого определения. Говорить о каких-либо цифрах можно только высказывая некие предположения. Как уже отмечалось, в сфере ввоза ВС в Россию и развития авиакомпаний можно говорить о положительной динамике. В свою очередь ОНАДА приветствует политику перевода воздушных судов в российский реестр и готова этому содействовать. 
При этом, нужно отметить, что регистрация воздушных судов в других странах используется во всем мире по разным причинам. Многие авиакомпании используют возможности межправительственных соглашений, оптимизируют управление активами и т.д.
Говоря о важных событиях в отрасли, необходимо отметить начало применения нулевой ставки НДС при импорте воздушных судов. Высказывается мнение, что этот фактор, так же, как и ограничения, введенные в связи с тяжелой эпидемиологической обстановкой, привели к всплеску импорта самолетов в 2020 году. Однако, приобретение и ввоз воздушного судна процедура достаточно объемная, предсказать развитие ситуации с ограничениями было сложно, так что ввоз ВС скорее показатель общего состояния рынка, и при составлении прогнозов стоит это учитывать. 
Для тех, кто прилетает на частных самолетах, важным событием стало решение Совета ЕЭК № 119 от 23.11.2020, которое увеличивает предельный срок помещения ВС иностранной регистрации под таможенную процедуру временного ввоза без уплаты таможенных пошлин и налогов с 30 до 270 календарных дней, а максимальное количество нахождение такого ВС под таможенной процедурой в течение 2021 со 180 до 360 дней.
К новым возможностям относят и то, что ряд пассажиров «пересел» на бизнес-джеты из бизнес-класса и ввиду отсутствия регулярного сообщения. Безусловно, общая ситуация с авиасообщением подстегнула спрос на перевозки бизнес-джетами, но только частично, так как после открытия границ и возобновления сообщения авиалинии вернут себе часть пассажиров. Однако, значительная часть пассажиров, оценив возможности деловой авиации, останется клиентами нашего сегмента. А увеличение количества коммерческих пассажиров, непременно, приведет и к увеличению количества ВС, которые будут приобретаться.
В этом случае рынок может переориентироваться с тяжелых ВС, которые сейчас так популярны, на средние и легкие. Но это вопрос времени.
При общих позитивных тенденциях нельзя упускать из внимания те факторы, которые могут тормозить развитие отрасли. 
Зарубежные коллеги называют политические риски, однако никто не может дать точно определение, что это и в чем эти риски заключаются. А любой определенный риск ведь можно оценить и застраховать.
Я бы скорее указала те факторы, на которые стоит обращать внимание, чтобы они не стали рисками, а тем более, угрозами бизнесу.
Возвращаясь к оформлению ввоза ВС, как было сказано ранее, созданы достаточно благоприятные условия для ввоза как коммерческих, так частных ВС. Однако, в свою очередь, таможенные и налоговые органы могут более тщательно проверять деятельность авиакомпаний и факты ввоза ВС, поэтому все операции должны проводиться с соблюдением всех требований и полной документацией. При необходимости, российские компетентные специалисты всегда готовы оказать помощь. Подчеркиваю, именно российские.
Увеличение сроков помещения под таможенную процедуру исключает коммерческое использование ВС. Поэтому не нужно злоупотреблять этой возможностью, и представлять коммерческие рейсы как частные.
Антиковидные меры введены по всему миру, но они не отменяют текущие требования, в том числе подачу персональных данных пассажиров и экипажей, согласование рейсов с коммерческими операторами и т.п. Несоблюдение требований может стать причиной серьезный претензий, вплоть до запрета на полеты в РФ.
Как и во всем мире – нелегальные чартеры. Здесь Россия, что радостно, не на первом месте, но увы, такой фактор существует. ОНАДА активно с этим борется и можно отметить, что количество нелегальных чартеров сокращается. 
Всем участникам был задан вопрос – каким будет рынок через пять лет. Наверное, здесь, как минимум, нужен хрустальный шар. Это, конечно, штука, но все факторы, а которых мы сегодня говорили, дают нам право на то, чтобы смотреть в будущее с оптимизмом и строить все-таки планы «А» (но не забывая и про план «Б»). 
Несмотря на то, что Майк Стоун, Corporate Jet Investor, который провел нашу сессию, перед ее началом процитировал Уинстона Черчилля, сказавшего что «Россия – это загадка, завернутая в тайну, помещенная внутрь головоломки», а также было высказано мнение, что лидеры российской деловой авиации отказываются от участия в международных конференциях, хочу отметить, что мы полностью открыты к диалогу, обмену информацией, установлению и развитию деловых контактов. 
Лично я очень признательна организаторам конференции за приглашение и предоставленную возможность обратиться к международной аудитории. Надеюсь, информация была полезной и интересной, а в заключение могу только добавить: добро пожаловать в Россию!
Особая благодарность ЗАО «ВИППОРТ» и лично Игорю Игоревичу Мудрику за предоставление данных и помощь в подготовке информации.

Читайте также  Европейская «дочка» Flexjet получила первый Praetor 600