США достигли пика, Европа – далеко позади

Согласно еженедельному обзору WINGX Global Market Tracker, активность деловой авиации в марте 2021 года демонстрирует устойчивость: в первой половине месяца выполнено 177 835 рейсов, что всего на 2% меньше по сравнению с первой половиной марта 2020 года, последним периодом до того, как меры по сдерживанию пандемии привели к повсеместным ограничениям на поездки.

Активность авиакомпаний в мире снизилась на 38% по сравнению с первыми двумя неделями марта прошлого года. Это улучшение по сравнению с предыдущими неделями, отчасти потому, что общая активность полетов в Азии в настоящее время выросла на 30%, отскочив от минимумов активности прошлого года, когда регион уже находился на различных уровнях изоляции. Глобальная грузовая активность продолжает расти, увеличившись на 17% по сравнению с мартом 2020 г.

Северная Америка

Более 80% рейсов бизнес-авиации во всем мире в марте приходилось на рынок Северной Америки. Быстрее всего восстанавливаются Соединенные Штаты: в первой половине марта рост по количеству рейсов составил 0,5%, а налет снизился на 2%. По сравнению с тем же периодом марта 2020 года, непосредственно предшествующим локдауну в США, трафик бизнес-джетов увеличился в сегментах частных, долевых, под управлением и чартерных полетов.

Активность долевых операторов увеличилась больше всего, с общим приростом на 4%, при этом рост трафика легких самолетов составил 10%, а сверхлегких джетов – 20%. В этом месяце рост показали NetJets и Flexjet, а также более мелкие операторы, такие как Air Share и PlaneSense. Самыми загруженными аэропортами для долевых операторов являются Палм-Бич и Даллас-Лав-Филд.

Чартерный рынок США продолжает расти, в 2021 году к годовщине локдауна чартерные операторы в США увеличили трафик на 3%. В этом году очень быстро росли сверхлегкие и бизнес-джеты начального уровня, их трафик вырос на 20%. Налет самолетов среднего и суперсреднего размера увеличился почти на 10% по сравнению с периодом, предшествующим началу пандемии. Активность тяжелых джетов на чартерном рынке по-прежнему сокращается на 12%, а налет сверхдальних самолетов упал на 25%. 

Читайте также  Gulfstream расширяет географию поставок G600

Самым загруженным штатом США по чартерному спросу является Флорида, с почти вдвое большим количеством рейсов по сравнению со следующей по загруженности Калифорнией, и, по крайней мере, в пяти аэропортах Флориды наблюдается рост рейсов более чем на 25% по сравнению с прошлым годом.

Европа

Летная активность в Европе по-прежнему значительно ниже допандемических уровней, при этом в первой половине марта общий трафик сократился более чем на 60%, наибольшее падение наблюдается у регулярных авиакомпаний, количество рейсов у них сократилось на 72%, бизнес-авиация относительно стабильна – «всего» на 16% ниже нормы, а грузовые операции выросли почти на 15% в годовом исчислении.

Частники и корпоративные летные отделы на сегодняшний день являются самыми жизнестойкими, в этом месяце всего на 1% ниже нормы. Восстановление частного трафика наиболее очевидно в Испании, Австрии, России, Турции и Италии, при этом восстановление в Италии уже приходится на время локдауна, введенного год назад. Если посмотреть все операции бизнес-авиации, то активность в Польше, Греции, Украине, Венгрии, Сербии значительно опережает первую половину марта 2020 года.

На уровне европейских аэропортов, в этом месяце Внуково является самым загруженным для бизнес-джетов, с небольшим ростом в годовом исчислении, а на втором месте находится Ле Бурже, количество вылетов в котором снизилось на 30% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Самый активный маршрут из Внуково – в Аль-Мактум в Дубае, а следующие по загруженности – Сочи, Санкт-Петербург, Рига, Казань. Есть и другие европейские пары городов с сильным ростом: количество рейсов между Миланом и Римом увеличилось на 80% по сравнению с периодом блокировки в начале марта прошлого года. Кроме того, выросли по сравнению с прошлым годом полеты бизнес-джетов между Ларнакой и Тель-Авивом. В Европе в этом месяце сегмент турбовинтовых самолетов – единственный, который демонстрирует некоторый рост по сравнению с началом марта 2020 года.  

Читайте также  Bizav – рекордсмен

Остальной мир

За пределами Европы и США 53% общего трафика деловой авиации в этом месяце приходится на турбовинтовые самолеты, большая часть которых летает в Австралии. Что касается активности бизнес-джетов, то Мексика является самым загруженным рынком, где количество рейсов упало на 20%, на втором месте – Канада, активность на 31% ниже прошлого года.

В марте Бразилия также отстает от тенденций с начала года. Между тем, активность бизнес-джетов в Индии, Нигерии, Китае и ОАЭ значительно выросла по сравнению с мартом 2020 года. Очевидно, что спрос на досуг все еще высок: рейсы из Теркс и Кайкос увеличились на 26%, а количество прибытий на Мальдивы выросло более чем в три раза по сравнению предпандемийным трафиком (ограничения на поездки введены 12 марта 2020 г.). Если посмотреть на азиатский регион в целом, то средняя 7-дневная скользящая активности вернулась к уровням февраля 2020 года.

Управляющий директор WINGX Ричард Кое комментирует: «15 марта постпандемическая средняя 7-дневная скользящая активности полетов в США достигла пика в 6002 рейса в день. Это второй по величине уровень дневной активности с января 2020 года. Операторы на европейском рынке надеются увидеть такой же эффект, когда этим летом наконец будут сняты ограничения, особенно в Великобритании, где отрасль бизнес-авиации упала как минимум на 60%».